
Олимпиады по ОБЖ (Практика первой помощи)
Повышение эффективности
и объективности школьных олимпиад
по ОБЖ
на этапе демонстрации навыков оказания первой помощи
с учетом десятилетнего опыта работы
Центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК)
и кафедры медицины и БЖ МПГУ на заключительном этапе
школьных олимпиад или других подобных конкурсов
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
В связи с ухудшением внешнеполитической ситуации резко увеличилась активность апологетов Красного Креста и Евросовета по реанимации, чья деятельность представляет реальную угрозу, как для национальной безопасности и обороноспособности нашего Государства, так и для каждого из нас. |
Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 21.12.2017 года. |
![]() |
ВНИМАНИЕ!
Наложение бинтовых повязок в условиях, когда уже через 5-6 часов на место происшествия обязательно прибудут медицинские работники не влияет на нагноительные процессы в ране, которая уже инфицирована.
Более того, повязка обязательно станет причиной дополнительной травматизации и излишних страданий, когда врач начнет ее снимать для осмотра раны или места повреждения костей.
|
ВНИМАНИЕ! |
Требования к перечню навыков
оказания первой помощи
ВНИМАНИЕ!
Приказ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ N 477Н от 4.05.2012 «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» и рекомендации Европейского Совета реанимации (ЕСР) носят только рекомендательный характер и необязательны в исполнении на том основании, что оказание первой помощи лицами без медицинского образования носит сугубо добровольный характер.
В случае категорического отказа оказать хоть какую-либо помощь, даже умирающему человеку, нет никаких санкций в наказание, как в УК РФ и ГК РФ, так и КоАП РФ.
|
- Выдвижение нижней челюсти лицом без медицинского образования может привести к повреждению шейного отдела позвоночника с развитием паралича во всех конечностях, к тому же, не существует тренажеров, позволяющих отработать этот способ и объективно оценить качество его исполнения.
- Определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания невыполнимо на улицах города, зимой и на ветру.
- Проверка пульса на магистральных артериях (бедренной артерии) невыполнима по многим причинам.
- Искусственное дыхание "Рот к носу" невыполнимо из-за чувства брезгливости — кто сможет взять себе в рот сопливый нос пострадавшего.
- Придание устойчивого бокового положения может привести к нарушению целостности спинного мозга в поясничном отделе позвоночника и параличу нижних конечностей. Более того, оно невыполнимо в условиях боя.
- Максимальное сгибание конечности в суставе создает угрозу возникновения позиционного сдавления и неприемлемо при повреждении костей конечностей.
- Прямое давление на рану в области височных костей – крайне опасно для жизни.
- Наложение повязки при травмах служит излишней травматизацией и причиняет дополнительную боль, когда для осмотра места перелома врач обязательно начнет ее снимать.
![]() |
Нелепые рекомендации |
- Сердечно-легочная реанимация;
- Сердечно-легочная реанимация при отравлении опасными газами;
- Поворот пострадавшего на живот;
- Наложение кровоостанавливающего жгута при ранении бедренной артерии;
- Наложение жгута при ранении шеи;
- Наложение жгута при ранении верхней конечности;
- Действия при ампутации пальцев;
- Извлечение инородных тел из верхних дыхательный путей;
- Подкладывание валика под колени при повреждении костей таза;
- Наложение транспортных шин.
ВНИМАНИЕ!
Именно эти 10 навыков оказания первой помощи помогут реально спасти жизнь пострадавшего до прибытия медицинских работников.
Использование этих навыков соответствует требованиям ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость» и могут быть применены в ситуациях, когда малейшее промедление в оказании первой помощи может привести к смертельному исходу или тяжкому увечью.
|
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ |
II.
объективной оценки качества
исполнения навыков оказания первой помощи
1. Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на реальном человеке. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
с использованием робота-тренажера

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР |
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на реальном человеке. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР |
3. Поворот пострадавшего, находящегося в состоянии комы, на живот
ВНИМАНИЕ!
Отрабатывать навыки поворота на живот и демонстировать качество их исполнения следует на роботах-тренажерах.
|
НЕЛЬЗЯ! Девушкам до 16 лет перемещать тяжести
более 15 кг. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера пятого поколения российского производства.
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР |
при сильном кровотечении из бедренной артерии
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения навыков наложения жгута на бедренную артерию на реальном человеке. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР |
при ранении шеи
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать
навыки наложения жгута на статисте. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.
при ранении верхней конечности
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать
навыки наложения жгута на статисте муж. пола старше 18 лет. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи

7. Ампутация пальцев кисти
НЕЛЬЗЯ!
1. Использовать муляжи ампутированных пальцев 2. Имитировать истошные крики, истерику пострадавшего и очевидцев. Обмороки и сердечные приступы
не должны омрачать школьную олимпиаду. |
ВНИМАНИЕ!
Для имитации фрагментов ампутированных пальцев можно использовать отрезанные пальцы резиновых перчаток.
|
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать
навыки оказания первой помощи на статисте муж. пола старше 18 лет. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи

НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на обычных куклах без интерактивной реакции робота-тренажера. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР |
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать
навыки на статисте. |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.
10. Наложение транспортной шины
при повреждении костей голени (лодыжек)
НЕЛЬЗЯ!
Объективно оценить корректность наложения транспортной шины на статистах или тренажерах без интерактивной реакции "на боль". |
![]() |
Технологическая карта объективной оценки демонстрации
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера пятого поколения российского производства.
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР |
III.
Требования к роботам-тренажерам
1. Образы роботов обязательно должны вызывать чувство сострадание и желание прийти на помощь
- Самый трогательный роботот-тренажер пятого поколения
"ГАВРЮША" |
- Зеленоглазый сорванец стал героем многих ситуационных задач школьных олимпиад и чемпионатов по лайфрестлингу
![]() |
"ГОША-06" |
- Самый обаятельный и привлекательный робот-тренажер
![]() |
"ГЛАША" |
2. Наличие всех анатомических ориентиров, необходимых для оказания первой помощи:
- голова: обязательное наличие носа с имитацией проходимости носовых ходов, наличие рта с губами и имитацией зажатых зубов, создающих сопротивление потоку воздуха;
- на шее: рельеф кивательных мышц, хрящей гортани;
- голова, шея и грудь должны быть единым анатомическим комплексом без соединительных швов, щелей и иных пространств, нарушающих анатомическую целостность кожных покровов;
- на груди: рельеф яремной ямки, ключиц, мечевидного отростка, реберных дуг, (у девушек - наличие молочных желез);
- на животе: рельеф прямой мышцы живота, пупка, паховых сладок (у тренажеров мужского пола - наличие половых органов);
- верхние конечности: рельеф рук должен соответствовать возрасту изображаемого образа;
- нижние конечности: рельеф передней группы мышц бедра, коленных суставов, икроножных мышц и лодыжек.
Без выполнения этих требований к внешнему виду тренажера невозможно неформально обучить навыкам оказания первой помощи.
3. Полная автономность от внешних источников питания и выносных контроллеров.
Это требование необходимо для использования в ситуационных задачах, имитирующих условия:
- дорожно-транспортного происшествия,
- несчастного случая на природе, спортивной площадке или пляже,
- в зоне огневого контакта,
- пожара.
4. Интерактивная реакция на правильные и ошибочные действия в оказании первой помощи.
Это требование необходимо для объективной оценки выступления участников.
для обучения навыкам оказания первой помощи.
.jpg)
а точнее - формальность обучения навыкам оказания первой помощи
на этих бездушных и безобразных обрубках.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНАЖЕРОВ
Каждый член жюри обязан:
1. В совершенстве владеть навыками оказания первой помощи.
2. По просьбе участника или его наставника уметь продемонстрировать навыки оказания первой помощи.
3. Ответить на любой вопрос по условиям выполнения задания, дать разъяснение на все интересующие вопросы.
4. Уметь проводить мастер-классы и консультации по правилам оказания первой помощи до начала состязаний.
5. Корректно, с учетом психологии участника и его наставника, разъяснять допущенные ошибки и погрешности.
практического тура
заключительного этапа школьных олимпиад по ОБЖ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ВНИМАНИЕ!
Если участнику начислины штрафные баллы
за неисполнение тех действий, которые не указаны в утвержденных МИНОБРОМ учебных пособия, то это обоснованный повод для подачи апелляции. |
Источники информации
для самоподготовки
![]() |
Нажми, чтобы посмотреть |
![]() |
Нажми, чтобы посмотреть |
![]() |
НАЖМИ, ЧТОБЫПОСМОТРЕТЬ |
Если были использованы
другие источники информации
![]() |
Нажми, чтобы посмотреть |
участники олимпиад и их родители!
на школьных олимпиадах по ОБЖ без качественного освоения
описанных выше десяти навыков оказания первой помощи,
а роботы-тренажеры есть далеко не во всех школах и даже регионах.
ВНИМАНИЕ!
Не следует отчаиваться, если не удалось обучиться навыкам оказания первой помощи в своем регионе. |
ЛАЙФРЕСТЛИНГ |
"УМЕЮ СПАСАТЬ" |
ккк
111
11111
1111
1111